Активация, поверка, калибровка тахографов

Активация тахографа

Активация тахографа – заключительный этап регистрации прибора, на котором происходит разблокирование настроек и функций учета контролирующего устройства. После того, как прибор будет активен, его необходимо настроить с учетом технических параметров автомобиля, на которое оно устанавливается. О том, как это сделать – читайте в нашей статье.

Будет ли работать тахограф без активации

Выезд автомобиля с неактивированным прибором из сервисного центра или иного места, где производится установка контролирующего прибора, не допускается. До активации и настройки устройство не может давать корректные показания о корректном чередования фаз отдыха и работы, соблюдении скоростного ограничения на трассе и других показателей, которые связаны с использованием транспорта в коммерческих целях.

Активация блока СКЗИ и калибровка тахографа

Тахограф может работать в автомобиле сам по себе и без дополнительных манипуляций. Но для регистрации всех событий с автомобилем необходимо активировать блок криптозащиты, встроенного в контролирующее устройство.


Пошаговый процесс выглядит так: 

1. Компания-владелец транспортного средства посылает оформленную должным образом заявку на получение сертификата.

2. Данные о транспорте и владельце сохраняются на карте мастерской, которая производит установку устройства, для их занесения в СКЗИ.

3. Сохраненные данные переносятся на устройство, которое переводится в режим ожидания до получения решения от Росавтотранса.

4. Данные с контролирующего прибора распечатываются и заверяются руководителем компании-владельца ТС или его полномочным представителем.

5. Формируется и отправляется запрос в Росавтотранс, который проверяет корректность введенных данных. По итогам проверки выдается разрешение на активацию тахографа либо приходит отказ. В случае выдачи разрешения владельцу ТС направляется сертификат, сохраненный на карте мастерской.

6. Сертификат записывается на контролирующее устройство при помощи полученного от Росавтотранса идентификационного прибора. При этом не нужны особые навыки и знания – достаточно просто вставить ее в приемник.

Активированный тахограф может работать в следующих режимах:

1. Рабочий режим, при котором регистрируются данные о ТС и его эксплуатации: скорость и нарушения, соблюдение режимов работы водителя, ошибки, сбои. Рабочий режим активируется автоматически при введении карты водителя в слот.

2. Режим контроля, который используется для проверки записанных на запоминающее устройство данных, например, при остановке на контрольных пунктах и инспекторами ДПС. Для его активации необходима карта контролера.

3. Режим корректировки, при активации которого вносятся изменения в информацию, записанную в блок СКЗИ при его активации. Для его активации нужна карта мастерской.

4. Режим предприятия, в котором проверяется деятельность водителя, характеристики ТС, соблюдение скоростного режима. Для активации этого режима тахографа нужна карта предприятия.

Помните, что активацией может заниматься только мастерская, имеющая лицензию ФСБ на работу с блоками СКЗИ.

 

Калибровка

После активации прибора его необходимо настроить.


Эта операция совершается в два шага:

Пломбировка – опечатывание всех доступных снаружи узлов, которые могут быть использованы для фальсификации данных и их подмены;

калибровка – измерение параметров автомобиля и их внесение в тахограф, по которым устройство будет рассчитывать скоростной режим и путь, пройденный автомобилем.


В процессе настройки в память контролирующего устройства записываются следующие параметры:

1. Госномер ТС;

2. Заводской идентификационный номер;

3. Данные о карте мастерской, в которой производилась установка и активация;

4. Скоростное ограничение для ТС;

5. Дата плановой проверки тахографа;

6. Дата и время, пройденный путь, показания выходных сигналов и их тип в момент установки;

7. Параметры автомобиля – длина окружности покрышки и уровень давления шин, допустимые погрешности.


Существует несколько требований, которым активируемый тахограф должен соответствовать, а также несколько условий для его эксплуатации.

1. Блок СКЗИ поступил в мастерскую с сохраненными на нем ключевыми данными;

2. Собственник ТС не владеет ключевыми данными до тех пор, пока в блок СКЗИ не загружен сертификат;

3. Активация проводится только после того, как карта мастерской аутентифицирована в устройстве;

4. Для создания ключа на карту мастерской были записаны данные с неактивированного СКЗИ, а необходимые данные были направлены в аккредитованную компанию;

5. Полученный ключ был записан на карту мастерской;

6. Карта мастерской и СКЗИ были успешно активированы после успешной проверки  записи квалифицированного сертификата;

После этого процесса права на владение ключевой информации блока СКЗИ переходят к владельцу ТС.


Мастерская обязана направить данные об активации и идентификационную информацию о тахографе в Росавтотранс для их внесения в соответствующий список. Ключ электронной подписи имеет определенный срок службы, не превышающий 3 лет.