Активация, поверка, калибровка тахографов
Активация тахографа
Активация тахографа – заключительный этап регистрации
прибора, на котором происходит разблокирование настроек и функций учета
контролирующего устройства. После того, как прибор будет активен, его
необходимо настроить с учетом технических параметров автомобиля, на которое оно
устанавливается. О том, как это сделать – читайте в нашей статье.
Будет ли работать тахограф без активации
Выезд автомобиля с неактивированным прибором из сервисного
центра или иного места, где производится установка контролирующего прибора, не
допускается. До активации и настройки устройство не может давать корректные
показания о корректном чередования фаз отдыха и работы, соблюдении скоростного
ограничения на трассе и других показателей, которые связаны с использованием
транспорта в коммерческих целях.
Активация блока СКЗИ и калибровка тахографа
Тахограф может работать в автомобиле сам по себе и без дополнительных манипуляций. Но для регистрации всех событий с автомобилем необходимо активировать блок криптозащиты, встроенного в контролирующее устройство.
Пошаговый процесс выглядит так:
1. Компания-владелец транспортного средства посылает
оформленную должным образом заявку на получение сертификата.
2. Данные о транспорте и владельце сохраняются на карте мастерской,
которая производит установку устройства, для их занесения в СКЗИ.
3. Сохраненные данные переносятся на устройство, которое
переводится в режим ожидания до получения решения от Росавтотранса.
4. Данные с контролирующего прибора распечатываются и
заверяются руководителем компании-владельца ТС или его полномочным
представителем.
5. Формируется и отправляется запрос в Росавтотранс, который
проверяет корректность введенных данных. По итогам проверки выдается разрешение
на активацию тахографа либо приходит отказ. В случае выдачи разрешения
владельцу ТС направляется сертификат, сохраненный на карте мастерской.
6. Сертификат записывается на контролирующее устройство при
помощи полученного от Росавтотранса идентификационного прибора. При этом не
нужны особые навыки и знания – достаточно просто вставить ее в приемник.
Активированный тахограф может работать в следующих режимах:
1. Рабочий режим, при котором регистрируются данные о ТС и его
эксплуатации: скорость и нарушения, соблюдение режимов работы водителя, ошибки,
сбои. Рабочий режим активируется автоматически при введении карты водителя в
слот.
2. Режим контроля, который используется для проверки записанных
на запоминающее устройство данных, например, при остановке на контрольных
пунктах и инспекторами ДПС. Для его активации необходима карта контролера.
3. Режим корректировки, при активации которого вносятся
изменения в информацию, записанную в блок СКЗИ при его активации. Для его
активации нужна карта мастерской.
4. Режим предприятия, в котором проверяется деятельность
водителя, характеристики ТС, соблюдение скоростного режима. Для активации этого
режима тахографа нужна карта предприятия.
Помните, что активацией может заниматься только мастерская,
имеющая лицензию ФСБ на работу с блоками СКЗИ.
Калибровка
После активации прибора его необходимо настроить.
Эта операция совершается в два шага:
Пломбировка – опечатывание всех доступных снаружи узлов, которые могут быть использованы для фальсификации данных и их подмены;
калибровка – измерение параметров автомобиля и их внесение в тахограф, по которым устройство будет рассчитывать скоростной режим и путь, пройденный автомобилем.
В процессе настройки в память контролирующего устройства записываются следующие параметры:
1. Госномер ТС;
2. Заводской идентификационный номер;
3. Данные о карте мастерской, в которой производилась установка
и активация;
4. Скоростное ограничение для ТС;
5. Дата плановой проверки тахографа;
6. Дата и время, пройденный путь, показания выходных сигналов и
их тип в момент установки;
7. Параметры автомобиля – длина окружности покрышки и уровень давления шин, допустимые погрешности.
Существует несколько требований, которым активируемый тахограф должен соответствовать, а также несколько условий для его эксплуатации.
1. Блок СКЗИ поступил в мастерскую с сохраненными на нем
ключевыми данными;
2. Собственник ТС не владеет ключевыми данными до тех пор, пока
в блок СКЗИ не загружен сертификат;
3. Активация проводится только после того, как карта мастерской
аутентифицирована в устройстве;
4. Для создания ключа на карту мастерской были записаны данные
с неактивированного СКЗИ, а необходимые данные были направлены в
аккредитованную компанию;
5. Полученный ключ был записан на карту мастерской;
6. Карта мастерской и СКЗИ были успешно активированы после успешной
проверки записи квалифицированного
сертификата;
После этого процесса права на владение ключевой информации блока СКЗИ переходят к владельцу ТС.
Мастерская обязана направить данные об активации и идентификационную информацию о тахографе в Росавтотранс для их внесения в соответствующий список. Ключ электронной подписи имеет определенный срок службы, не превышающий 3 лет.