Замена аналоговых тахографов на цифровые
Замена аналоговых тахографов на цифровые: закон Минтранса
Когда в 2013 году начались реформы, связанные с оснащением
тахографами крупногабаритных автомобилей, была неразбериха. Сейчас, по
прошествии времени, началась путаница – ведь законов, актов и поправок выпущено
огромное количество – свыше двухсот, и многие из них зачастую противоречат один
другому. В этой статье мы поговорим о том, какими тахографами пользоваться
можно, а от каких придется избавиться и заменить на более новую,
усовершенствованную модель.
Запрет аналоговых тахографов
Изначально, на момент подписания первых правовых актов, законов, связанных с этим устройством, существовало 4 разновидности контролирующих устройств:
1. Аналоговые, их по-другому называют шайбовыми из-за сходной
формы. Это первые устройства такого типа, их начали производить в 50-х годах и
устанавливались они на машины производства Европы до 2006 г.;
2. Цифровые. Это более современная технология, которая
предполагает качественную защиту от любых вмешательств в записанную информацию
– от случайных и намеренных корректировок. К тому же, такой прибор
предоставляет простую расшифровку данных, а это выгодно и для инспекторов и для
работодателей;
3. Тахографы, выпущенные в России по европейскому стандарту, но
с использованием своих карт. Это была первая и не самая удачная попытка
российского правительства ввести тахо-контроль, в прибор вставлялись карты, не
соответствующие ЕСТР;
4. Устройства российского производства с блоком криптографической
защиты. Это тахографы с СКЗИ, они надежно защищают информацию, а один из
контроллеров – это органы ФСБ.
В первых законодательных актах значилось, что установленные
ранее тахографы любого из перечисленных типов могут использоваться водителями
большегрузов вплоть до 2018 года и только с 01.01.18 за наличие на борту
«неправильного» прибора последует штраф. Тем не менее, нарушение рамок закона
стало происходить намного раньше. Если говорить точнее, началось
злоупотребление лазейкой в правовом акте.
Во-первых, недобросовестные мастерские и сервисные центры
стали устанавливать на авто тахографы, которые уже побывали в употреблении. А в
законе было сказано, что пользоваться на протяжении последующих лет до 2018
года можно только теми устройствами, которые были установлены на машину до 1
апреля 2014 года.
Во-вторых, автомобили оснащались российскими тахографами без
блока криптографической защиты. Это мотивировалось тем, что Приказ от Минтранса
о замене аналоговых тахографов №36 является рекомендательным и когда наступит
2018 год, можно будет просто оснастить прибор СКЗИ и выйдет это дешевле, чем
установка полностью нового тахографа.
В такой ситуации нельзя было оставлять все на своих местах и
2 декабря 2015 года Минтрансом Российской Федерации были внесены поправки в 273
приказ. В этом законе прописаны транспортные средства, которые подлежат
оснащению и сроки, в которые оно должно быть произведено.
Приказ о замене аналоговых тахографов на цифровые с 1 июля 2016 года
Выглядят изменения таким образом:
Седьмой абзац, где речь идет как раз о ТС, относящихся к
категориям N2, N3, М2 и М3, которые уже были оборудованы производителем
тахографами в соответствии с европейскими правилами до 1 апреля 2014 г.,
дополнился словами о том, что из правила исключаются устройства, не регистрирующие
информацию на электронных пластиковых картах
В следующем, восьмом абзаце, также произошли изменения.
Здесь говорилось о том, что автомобили вышеперечисленных категорий, которые
оснащались тахографами в мастерских так же могут продолжать использоваться до
января 2018 года. Слова «за исключением аналоговых» решили проблему.
Далее последовало дополнение, которое перечеркнуло возможные
лазейки в законе: ТС, входящие в категории N2, N3, M2, M3 и оснащенные
шайбовыми устройствами могут продолжать функционировать до 1 июля 2016 года
Определим ключевые моменты:
Аналоговые тахографы становятся незаконными с 01.07.16.
Опираясь на приведенные выше правки к закону, можно утверждать, что это
распространяется на любые устройства такого типа, вне зависимости от того,
установлены ли они на заводе-изготовителе, подвергались ли калибровке в
мастерской или приобретались в б/у состоянии.
Приборы российского производства, на которых не установлен
блок криптографической защиты, так же должны быть заменены на тахографы с СКЗИ
или же они подлежат дооснащению нехватающей деталью.
Если вас по-прежнему волнует вопрос о том, нужна ли нужна ли
замена аналогового тахографа на цифровой, закон дает простой ответ: «Да,
нужна».
На какие транспортные средства распространяется действие закона?
Цифровыми тахографами должны быть оснащены:
1. ТС, которые используются владельцем для перевозки людей и
имеют от 8 мест, за исключением водительского кресла, при этом обладающие
максимальной массой не превышающей вес в пять тонн;
2. Автотранспорт, задействованный в перевозке грузов и имеющий
в общей сложности массу больше 3,5, но меньше 12 тонн;
3. Машины, которые предназначаются для перевозки груза свыше 12 тонн.
В какие сроки должны уложиться владельцы крупногабаритного транспорта с заменой аналоговых тахографов на современные цифровые?
1. Авто категории М2 и М3, используемые для пассажирских
перевозок оснащаются «правильными» приборами слежения до 01.07.14 г;
2. ТС, входящие в N2 и N3, которые перевозят опасные грузы – до
01.07.14 г;
3. Машины N3, которые весят более 15 тонн (кроме авто с
опасными грузами) и курсируют между городами – до 01.07.14 г;
4. Транспорт, входящий в категорию N3 (кроме описанного в
предыдущем пункте), который перевозит стандартные, безопасные грузы – до
01.09.14 г;
5. ТС N2, задействованные в перевозке стандартных грузов – до
01.04.15 г;
6. Автомобили относящиеся ко всем четырем категориям, которые
были оснащены шайбовыми тахографами до 1 апреля 2014 года
заводами-изготовителями – до 01.07.16 года;
7. ТС, оборудованные аналоговыми тахографами в мастерских – до
01.07.16 г.
Как можно заметить, вопрос отмены аналоговых тахографов не
имеет никаких возможных исключений и стоит довольно остро – все ТС должны быть
переоборудованы цифровыми устройствами.