Замена аналоговых тахографов на цифровые

Замена аналоговых тахографов на цифровые: закон Минтранса

Когда в 2013 году начались реформы, связанные с оснащением тахографами крупногабаритных автомобилей, была неразбериха. Сейчас, по прошествии времени, началась путаница – ведь законов, актов и поправок выпущено огромное количество – свыше двухсот, и многие из них зачастую противоречат один другому. В этой статье мы поговорим о том, какими тахографами пользоваться можно, а от каких придется избавиться и заменить на более новую, усовершенствованную модель.

Запрет аналоговых тахографов

Изначально, на момент подписания первых правовых актов, законов, связанных с этим устройством, существовало 4 разновидности контролирующих устройств:

1. Аналоговые, их по-другому называют шайбовыми из-за сходной формы. Это первые устройства такого типа, их начали производить в 50-х годах и устанавливались они на машины производства Европы до 2006 г.;

2. Цифровые. Это более современная технология, которая предполагает качественную защиту от любых вмешательств в записанную информацию – от случайных и намеренных корректировок. К тому же, такой прибор предоставляет простую расшифровку данных, а это выгодно и для инспекторов и для работодателей;

3. Тахографы, выпущенные в России по европейскому стандарту, но с использованием своих карт. Это была первая и не самая удачная попытка российского правительства ввести тахо-контроль, в прибор вставлялись карты, не соответствующие ЕСТР;

4. Устройства российского производства с блоком криптографической защиты. Это тахографы с СКЗИ, они надежно защищают информацию, а один из контроллеров – это органы ФСБ.

В первых законодательных актах значилось, что установленные ранее тахографы любого из перечисленных типов могут использоваться водителями большегрузов вплоть до 2018 года и только с 01.01.18 за наличие на борту «неправильного» прибора последует штраф. Тем не менее, нарушение рамок закона стало происходить намного раньше. Если говорить точнее, началось злоупотребление лазейкой в правовом акте.

Во-первых, недобросовестные мастерские и сервисные центры стали устанавливать на авто тахографы, которые уже побывали в употреблении. А в законе было сказано, что пользоваться на протяжении последующих лет до 2018 года можно только теми устройствами, которые были установлены на машину до 1 апреля 2014 года.

Во-вторых, автомобили оснащались российскими тахографами без блока криптографической защиты. Это мотивировалось тем, что Приказ от Минтранса о замене аналоговых тахографов №36 является рекомендательным и когда наступит 2018 год, можно будет просто оснастить прибор СКЗИ и выйдет это дешевле, чем установка полностью нового тахографа.

В такой ситуации нельзя было оставлять все на своих местах и 2 декабря 2015 года Минтрансом Российской Федерации были внесены поправки в 273 приказ. В этом законе прописаны транспортные средства, которые подлежат оснащению и сроки, в которые оно должно быть произведено.

Приказ о замене аналоговых тахографов на цифровые с 1 июля 2016 года

Выглядят изменения таким образом:

Седьмой абзац, где речь идет как раз о ТС, относящихся к категориям N2, N3, М2 и М3, которые уже были оборудованы производителем тахографами в соответствии с европейскими правилами до 1 апреля 2014 г., дополнился словами о том, что из правила исключаются устройства, не регистрирующие информацию на электронных пластиковых картах

В следующем, восьмом абзаце, также произошли изменения. Здесь говорилось о том, что автомобили вышеперечисленных категорий, которые оснащались тахографами в мастерских так же могут продолжать использоваться до января 2018 года. Слова «за исключением аналоговых» решили проблему.

Далее последовало дополнение, которое перечеркнуло возможные лазейки в законе: ТС, входящие в категории N2, N3, M2, M3 и оснащенные шайбовыми устройствами могут продолжать функционировать до 1 июля 2016 года

 

Определим ключевые моменты:

Аналоговые тахографы становятся незаконными с 01.07.16. Опираясь на приведенные выше правки к закону, можно утверждать, что это распространяется на любые устройства такого типа, вне зависимости от того, установлены ли они на заводе-изготовителе, подвергались ли калибровке в мастерской или приобретались в б/у состоянии.

Приборы российского производства, на которых не установлен блок криптографической защиты, так же должны быть заменены на тахографы с СКЗИ или же они подлежат дооснащению нехватающей деталью.


Если вас по-прежнему волнует вопрос о том, нужна ли нужна ли замена аналогового тахографа на цифровой, закон дает простой ответ: «Да, нужна».

На какие транспортные средства распространяется действие закона?

Цифровыми тахографами должны быть оснащены:

1. ТС, которые используются владельцем для перевозки людей и имеют от 8 мест, за исключением водительского кресла, при этом обладающие максимальной массой не превышающей вес в пять тонн;

2. Автотранспорт, задействованный в перевозке грузов и имеющий в общей сложности массу больше 3,5, но меньше 12 тонн;

3. Машины, которые предназначаются для перевозки груза свыше 12 тонн.


В какие сроки должны уложиться владельцы крупногабаритного транспорта с заменой аналоговых тахографов на современные цифровые?

1. Авто категории М2 и М3, используемые для пассажирских перевозок оснащаются «правильными» приборами слежения до 01.07.14 г;

2. ТС, входящие в N2 и N3, которые перевозят опасные грузы – до 01.07.14 г;

3. Машины N3, которые весят более 15 тонн (кроме авто с опасными грузами) и курсируют между городами – до 01.07.14 г;

4. Транспорт, входящий в категорию N3 (кроме описанного в предыдущем пункте), который перевозит стандартные, безопасные грузы – до 01.09.14 г;

5. ТС N2, задействованные в перевозке стандартных грузов – до 01.04.15 г;

6. Автомобили относящиеся ко всем четырем категориям, которые были оснащены шайбовыми тахографами до 1 апреля 2014 года заводами-изготовителями – до 01.07.16 года;

7. ТС, оборудованные аналоговыми тахографами в мастерских – до 01.07.16 г.

Как можно заметить, вопрос отмены аналоговых тахографов не имеет никаких возможных исключений и стоит довольно остро – все ТС должны быть переоборудованы цифровыми устройствами.